Интересное

Потенциал регионов: взгляд сенатора на развитие инфраструктуры в субъектах Федерации

Shutterstock/FOTODOM Встречи журналистов с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александром Высокинским помогают разобраться в процессах, происходящих в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Вот и на этот раз в ходе пресс-конференции на тему «Инфраструктура для жизни: взгляд законодателей» стало понятно, как видит замруководителя профильного комитета ситуацию в этой сфере. Отвечая на вопросы журналистов, сенатор в свойственной ему манере не ограничился констатацией тех или иных проблем, но и обозначил пути их решения.

В поисках баланса

На вопрос о том, как идет реализация нацпроекта «Инфраструктура для жизни» и что он дает регионам для развития населенных пунктов, Александр Высокинский ответил, что в первую очередь этот проект был направлен на то, чтобы регионы получили льготные кредиты для решения насущных проблем жизнеобеспечения. Одни регионы воспользовались этими кредитами для приобретения нового общественного транспорта, другие — для строительства очистных сооружений. Однако бывает, что себестоимость одних сооружений меньше, чем других чуть ли не вдвое, хотя они рассчитаны на один и тот же объем сточных вод. Поэтому сенатор допускает, что пришло время вернуться к практике использования базовых модулей на 5, 7 или 10 тыс. кубометров. Унификация нужна и при создании систем водоподготовки. «Не нужно каждый раз делать индивидуальный проект на водоподготовку или водоотведение», — считает Александр Высокинский.

Многие регионы прокладывали сети под строительство нового жилья, что само по себе хорошо, потому что позволяет увеличивать объем жилищного строительства, но есть регионы, которые построили жилье на частных площадках и за счет бюджета возвели сети, при этом возросла капитализация частных площадок.

Другие регионы сделали, по словам сенатора, умнее: построили сети на муниципальных землях, подвели всю необходимую инфраструктуру и, продав эти участки, у которых резко увеличилась капитализация, компенсировали кредиты. По мнению Александра Высокинского, такой подход правильный.

Он также отметил, что часть кредитов была выдана несмотря на то, что у того или иного региона нет возможности возвратить средства. Поэтому сейчас ведется анализ, насколько эффективно использовались средства, предоставленные регионам на развитие инфраструктуры.

Отвечая на вопрос о том, какие регионы возвращают средства лучше, а какие хуже, сенатор сообщил, что, как всегда, такая возможность есть у регионов с хорошей бюджетной обеспеченностью, хуже идут дела в регионах, у которых она меньше, а бюджетных дотаций больше. Вот почему надо искать баланс, позволяющий изменить эту ситуацию, иначе разрыв в уровне жизни в регионах будет нарастать.

Александр Высокинский также пояснил, что структура затрат казенных средств у всех городов одинаковая, но при этом коэффициент бюджетной обеспеченности, показывающий уровень расходов на одного жителя, у них разный. Большой дисбаланс бюджетов приводит к перетокам населения, и чтобы выровнять качество жизни в разных городах, надо определить минимальную бюджетную обеспеченность в целом по стране.

Говоря о роли парламентариев в совершенствовании инфраструктурных проектов, Александр Высокинский отметил, что не следует сводить ее лишь к контрольной функции. Он напомнил, что в Совете Федерации каждый из сенаторов представляет свой регион и непосредственно общается с представителями органов власти и хозяйствующих субъектов. Некоторые из них предлагают не давать льготные кредиты, а дать регионам новые источники доходов. Комментируя эти предложения, сенатор подчеркнул, что целесообразно было бы направлять льготные кредиты на увеличение налогооблагаемой базы регионов, с тем чтобы они развивали производство, получали дополнительные доходы и потом уже реализовывали инфраструктурные проекты. «У нас большой недоремонт, мы его должны сделать. У нас подготовка к зиме — 70% в северных широтах, и там уже не до экономики — нужно просто сделать так, чтобы трубы держали параметры, которые заданы. Поэтому это всегда система компромиссов… Денег на всех не хватает», — обрисовал сенатор сложившуюся ситуацию.

Предстоит во многом разобраться

Отвечая на вопрос о том, возможен ли в ближайшее время рост ипотечного кредитования, Александр Высокинский заявил, что с существующей ставкой ЦБ ожидать его сложно, потому что он зависит от двух факторов — роста доходов населения и стоимости денег в данном периоде. Льготная ипотека была призвана сделать приобретение квартиры для граждан более доступным, потому что размер платежа должен был стать меньше. Но в итоге, по словам парламентария, мы получили рост стоимости строительных материалов, себестоимости строительства, стоимости квартиры и увеличение абсолютного платежа гражданина. Сенатор считает, что надо разобраться, почему после начала реализации большой льготной программы мы в итоге пришли к противоположному результату: «Что произошло? На каком этапе «надули» себестоимость? И вот здесь нужно разбираться, смотреть, что происходит».

В отношении проблем, связанных с капитальным ремонтом многоквартирных домов (МКД), Александр Высокинский подчеркнул, что наряду с увеличением себестоимости строительства вдвое возросла и себестоимость капремонта МКД, при этом тарифы подросли меньше. В этой ситуации надо посмотреть на нее, во-первых, с точки зрения возможных источников субсидирования капремонта, а во-вторых, с точки зрения объема работ и их качества. «Не всегда нужно менять трубы: если они простояли 10-15 лет, их можно промыть качественно. Мы стараемся все менять, стояки раздолбить. Все это удорожает ремонт», — подчеркнул Александр Высокинский.

Кроме того, он обратил внимание на проблему, связанную с экономией подрядчиков на стройматериалах, использующихся для капремонта. Для решения этой проблемы надо повышать роль управляющих компаний. «У нас не всегда управляющая компания имеет отношение к подрядчику, который проводит капремонт. Но если она будет непосредственно участвовать в процессе капитального ремонта, то будет заинтересована в том, чтобы потом этот дом нормально эксплуатировался», — считает сенатор.

Дорога вверх

Большое внимание на пресс-конференции было уделено и реализации планов по замене лифтов. Александр Высокинский сообщил, что до 2030 года предстоит заменить по стране более 140 тысяч лифтов, выработавших свой ресурс. При этом не должно остаться лифтов, срок эксплуатации которых превысил 25 лет. Чтобы российские заводы гарантированно справились с этим объемом в установленный срок, необходимо распределить заказы равномерно на каждый год сформированной программы и отрабатывать с регионами систему изыскания необходимых для этого средств. «Все мы любим передвигать цифры на самый конец и потом говорим, что опять не успели. Минстрой сегодня очень активно эту позицию отслеживает, чтобы планы были четко распределены на 2026-й, 2027-й, 2028-й и 2029-й годы», — подчеркнул Александр Высокинский.

Не менее важно перейти также к новой системе установки лифтов, с тем чтобы в конкурсах участвовали авторизованные представители профильных предприятий. Такая система должна быть разработана до конца года. Необходимость в ее внедрении очевидна, потому что с установкой лифтов сложилась ситуация, когда, по словам сенатора, «кто-то купил комплект ящиков на заводе, потом кто-то с непонятной системой квалификации его както установил, и потом мы смотрим, как эта штука будет работать. Нужно от этого уходить». Как считает Александр Высокинский, в конкурсах должен участвовать либо официальный дилер завода, либо сам завод, который обеспечит установку, сервисное обслуживание и комплексную гарантию на свою продукцию.

Александр ВЫСОКИНСКИЙ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

Александр ВЫСОКИНСКИЙ.jpg

«Есть инвестиционные бюджетные кредиты, казначейские обязательства, большое количество финансовых инструментов. Но фактически мы говорим о предоставлении регионам средств на развитие инфраструктуры на условиях срочности, платности и возвратности»

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.