Найти подход: кадровые вызовы стройотрасли и пути их решения

Shutterstock/FOTODOM Строительная отрасль России, формирующая 13,4% национального ВВП и обеспечивающая работой 6,5 млн человек, столкнулась с системным кризисом, способным затормозить не только ее собственное развитие, но и экономический рост всей страны. Несмотря на рекордно низкую безработицу в РФ (2,2%), именно строительство возглавляет печальный рейтинг отраслей по дефициту кадров. Участники конференции «Образование в строительной отрасли: преемственность и инновации», состоявшейся в рамках форума «Устойчивое развитие городов», обозначили ключевые проблемы и наметили контуры их решения.

Демография и демпинг престижа

Как отметил открывший дискуссию вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз, «любые изменения в строительной отрасли влекут за собой серьезные изменения всей экономики». А изменения сегодня носят тревожный характер: отрасль остро нуждается в руках и умах, особенно в рабочих профессиях, и этот голод не утоляется ни молодыми выпускниками вузов и ссузов, ни перетоками из других секторов.

На фоне кадрового голода перед отраслью поставлены амбициозные цели — к 2030 году повысить производительность труда на 22% и войти в топ-25 стран мира по роботизации. «Подобные изменения невозможны без качественной, выстроенной системы подготовки специалистов», — утверждает Антон Мороз.

Первый и фундаментальный вызов — демография. Ограниченный человеческий капитал, усиленный естественным выбыванием опытных кадров и увеличением среднего возраста работников, стал общей проблемой для всей экономики. Кадровый голод ощущают все, а строительство еще и конкурирует с другими сферами, включая оборонный сектор.

Второй барьер — имиджевый. Работа в строительстве до сих пор ассоциируется с тяжелым, зачастую низкоквалифицированным трудом в суровых условиях. К этому добавляется «проектный» характер работы, который мешает работникам строить долгосрочные личные планы.

Третий, возможно, самый болезненный провал — образовательный. Система подготовки кадров работает вхолостую: по словам президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, 10% выпускников вузов не приходят в профессию. В системе СПО этот показатель катастрофически выше — 50% выпускников сразу меняют сферу деятельности. А через три года в отрасли остается лишь каждый пятый.

Осознание масштаба проблемы заставило государство и профессиональное сообщество действовать вместе. В 2024 году была подписана Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года, а в 2025-м — согласован детальный план мероприятий. Координирующую роль в этой работе взял на себя НОСТРОЙ, создавший отраслевой Консорциум СПО, который консолидирует усилия образования, бизнеса и ассоциаций.

Решение проблемы осуществляется по трем основным направлениям.

Во-первых, это расширение целевого обучения. НОСТРОЙ предлагает сформировать сводный реестр предприятий строительной отрасли, чтобы дать и крупным компаниям, и объединениям работодателей право на целевой набор за счет бюджета. «Использовать реестр предприятий СРО НОСТРОЙ», — конкретизировал Антон Мороз. Для детальной проработки этого механизма уже запланирован совместный с Минобрнауки Смоленской области онлайн-семинар.

Во-вторых, усиление связки «образование-бизнес». Успешной практикой здесь стал проект «Профессионалитет». Показательно, что из 32 строительных кластеров 26 созданы при поддержке саморегулируемых организаций, что доказывает растущую ответственность бизнеса за подготовку кадров.

В-третьих, системная работа с молодежью. Значительное повышение заработной платы стало важным шагом, но необходим комплексный подход. Как отмечает эксперт, нужны не только материальные стимулы, но и возможности для профессионального роста. Здесь ключевую роль играет профориентация. НОСТРОЙ и Консорциум СПО выступили исполнителями инициативного проекта «Я — строитель будущего!», направленного на организацию мероприятий для школьников и студентов. Ярким примером такого подхода стала экскурсия для учащихся лицея и членов Молодежного совета на строительство станции метро «Театральная» в Самаре, организованная совместно с местным министерством строительства.

Ежегодный Национальный конкурс «Строймастер» уже стал витриной отрасли и своеобразной биржей труда: в 2025 году в его отборочных этапах участвовали более 1 700 человек из 71 региона, а «Студенческая лига» собрала более 1 200 будущих специалистов. Такие события не просто выявляют лучших, но и меняют восприятие профессии, показывая ее современный, технологичный и престижный облик.

Демографическая яма и «утечка» выпускников

Масштаб проблемы впечатляет. Заместитель министра строительства Нижегородской области Михаил Генин напомнил, что общая потребность в инженерно-строительных кадрах по стране оценивается в 1,5 млн человек. В одном только Нижегородском регионе дефицит специалистов около 80 тыс. При этом, как рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, данные мониторинга трудоустройства выпускников удручают: молодые специалисты на стройку не спешат. Уровень нецелевого трудоустройства достигает 25% среди выпускников строительных вузов, работающих на позициях, не требующих высшего образования. Выпускников строительных колледжей массово «поглощает» торговля. Карьерный рост и доходы выпускников-заочников существенно отстают от показателей выпускников очных отделений. Демографическое сжатие усугубляет ситуацию — людей нужного возраста становится объективно меньше.

Но самый болезненный симптом — чудовищная ротация на уровне рабочих специальностей. Директор по персоналу группы «Самолёт» Александра Горчакова напомнила, что «ротация рабочих в бригадах составила 700% за прошлый год». Это означает, что за время строительства одной очереди (2,5 года) команда может полностью поменяться много раз, что недопустимо для качества и сроков строительства.

Столичные меры и федеральные инициативы

Ответом на такое положение дел становятся системные мероприятия, которые уже реализуются и в Москве, и на федеральном уровне. Как рассказала начальник Управления государственной службы и кадров Департамента градостроительной политики города Москвы Анна Оганесян, столица демонстрирует комплексный подход к решению кадровой проблемы. Город успешно реализует программу стажировок через Университет профессий, где 80-90% стажеров впоследствии трудоустраиваются в систему предприятий правительства Москвы. Столица активно сама идет в вузы, где руководители департаментов читают лекции не по теории, а по практике, отвечая на живые вопросы студентов.

Особое внимание уделяется работе с сообществами через Фонд ветеранов строительной отрасли и Молодежный совет, где молодые специалисты могут напрямую обсуждать проблемы и идеи с представителями власти. Важный элемент — популяризация профессии среди школьников через «Градостроительный лекторий» и интерактивный макет Москвы на ВДНХ.

На федеральном уровне флагманской инициативой стала программа «Архитекторы.рф» от «ДОМ.РФ», о которой рассказала и. о. руководителя подразделения «Образовательные проекты» «Фонда ДОМ.РФ» Ольга Лопатина. Это бесплатная девятимесячная лидерская программа, создающая сплоченное сообщество из 100 лучших специалистов со всей страны. По итогам уже шести лет работы сформирован кадровый резерв из 600 высококлассных специалистов, многие из которых стали главными архитекторами городов и руководителями департаментов.

Опыт регионов

Регионы предлагают свои эффективные модели решения кадровых проблем. Яркий пример — Нижегородская область, где создана корпоративная кафедра для магистров при вузе, где преподают практики из министерства строительства. Выпускники обязаны три года отработать в органах власти, что сразу решает вопрос с трудоустройством и подготовкой управленцев. Как отметил Михаил Генин, 90% выпускников основного профильного вуза — ННГАСУ — трудоустраиваются по специальности уже в первый год.

Вузы также трансформируют подходы к подготовке. Ректор, председатель Ученого совета АНО ВО «Московский гуманитарно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт» (МГТУ-МАСИ) Светлана Забелина рассказала о создании на базе университета проектно-исследовательских лабораторий, где студенты работают над реальными кейсами от партнеров. Университет объединяет все уровни образования — от средней школы до аспирантуры, — что позволяет выстраивать полноценную систему профориентации внутри собственной экосистемы.

Государственная поддержка оформляется в виде нового национального проекта «Кадры». Как объяснила директор Центра развития практикоориентированного образования ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Ирина Никишина, теперь образовательные программы формируются под конкретный запрос работодателей. Важно, что проект ориентирован не только на молодежь, но и на активную аудиторию «50+», готовую переучиваться и закрывать острые кадровые потребности в строительстве.

Вместо привязки — вовлеченность

В поисках панацеи от кадрового голода многие работодатели и регионы видят спасение в целевом обучении. Логика проста: оплатить студенту образование и «привязать» его договором на несколько лет. Однако участники форума единогласно заявили: в эпоху дефицита талантов эта устаревшая модель не просто не работает, а контрпродуктивна. «Как экономист и как проректор я должен выразить скепсис. Рынок труда — живая и динамичная субстанция. На практике целевики часто просто возвращают стоимость обучения и уходят туда, где предлагают более выгодные условия или где лежат их собственные интересы», — отметил Сергей Рощин.

Это подтверждает и практика. Юридическое обязательство не создает ни лояльности, ни вовлеченности. Молодой специалист, отрабатывающий повинность, — это совсем не тот мотивированный сотрудник, в котором остро нуждается современная стройка.

Анна Оганесян предложила перейти от тактики удержания к стратегии вовлечения: «Я не вижу ничего страшного в том, что человек после вуза может прийти в смежную или даже совершенно другую сферу. Главное — чтобы он нашел себя и видел результат своего труда. Наша задача — не заставить его сидеть на месте из-за «корочки», а помочь раскрыть потенциал».

Что же предлагается вместо механического «привязывания»? Ключевой рецепт — это раннее и глубокое погружение в профессию, которое создает естественную, осознанную связь.

«Гораздо более глубокая и эффективная работа — это не приход работодателя в вуз на стадии выдачи дипломов, а взаимодействие со студентами, начиная с младших курсов», — настаивает Сергей Рощин.

Именно такое «погружение с головой» практикуют в Москве, приглашая студентов на полугодовые стажировки, и в Нижегородской области, где магистров с первого дня учат практики из министерства. Когда студент с самого начала видит смысл, ощущает свою причастность к реальным проектам и понимает перспективы, у него возникает искренний интерес. Он сам не захочет уходить из отрасли, потому что найдет в ней свое призвание.

Таким образом, единственно рабочая стратегия в условиях кадрового голода — это не пытаться ограничить свободу молодого специалиста, а сделать так, чтобы его осознанный выбор пал именно на строительство.

Куда более эффективная стратегия — это «совместная жизнь со студентами», как назвала это Анна Оганесян, когда работодатель и вуз с первого курса погружают студента в практику, корпоративную культуру и дают видеть реальный, осязаемый результат своей работы. Тогда формируется естественная и осознанная связь. Именно так рождаются те самые «фанаты своего дела», которые не мыслят себя вне стройки и которым предстоит строить города будущего уже сегодня.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.