Евросоюз подготовил 19-й пакет санкций против Москвы. Ограничения предлагается ввести против платёжной системы МИР, ряда криптовалютных платформ, а также некоторых компаний и банков, включая зарубежные. Кроме того, ЕС собирается добавить в чёрный список ещё почти 120 танкеров, перевозящих российскую нефть, и хочет полностью отказаться от сжиженного природного газа из РФ к началу 2027 года. По мнению экспертов, европейские власти исчерпали все рычаги экономического давления на Москву и введение новых санкций уже превратилось в ритуал для получения политических очков.
В пятницу, 19 сентября, руководство Европейского союза представило проект очередного пакета санкций против России. Предложенный перечень должен стать 19-м по счёту за последние три с половиной года.
Великобритания расширила перечень антироссийских санкций на 30 позиций: под ограничения подпал ряд промышленных предприятий и…
«Включённые в него меры направлены против ключевых секторов, поддерживающих военные действия России. Наши санкции действуют. Они оказывают заметное влияние на государственные финансы и экономический рост России. Европейский союз должен наращивать эти усилия совместно со своими партнёрами до тех пор, пока не будет достигнут мир», — заявила глава евродипломатии Кая Каллас.
Брюссель предлагает полностью запретить транзакции с некоторыми банками в России и третьих странах, а также ввести ограничения против платёжной системы МИР и ряда криптовалютных платформ. Кроме того, в санкционный список могут попасть ещё 45 компаний из РФ и других государств, оказывающих «прямую или косвенную поддержку российскому военно-промышленному комплексу», сообщила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
«Военную экономику России поддерживают доходы от ископаемого топлива. Мы хотим сократить их, и поэтому планируем запретить импорт российского сжиженного природного газа (СПГ) на европейские рынки. Пора перекрыть кран. Мы к этому готовы», — добавила фон дер Ляйен.
Полный запрет на импорт СПГ из РФ планируется ввести к январю 2027 года. Одновременно Евросоюз предлагает запретить любые сделки с «Газпромнефтью» и «Роснефтью», а также добавить в чёрный список ещё 118 танкеров, которые занимаются перевозкой российского сырья без соблюдения западного потолка цен. Всего в этом перечне будет более 560 судов.
«Важно понимать, что это лишь проект 19-го пакета санкций, а его окончательное вступление в силу потребует единогласного одобрения стран Евросоюза. То есть это пока только предложение, которое ещё должен утвердить Совет ЕС, хотя по содержанию меры уже и раскрыты», — отметил в разговоре с RT аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Любопытно, что новый список европейских ограничений против России планировалось обнародовать ещё 17 сентября, но практически в последний момент власти ЕС отложили его рассмотрение. По информации издания Politico, отсрочка была связана с внутренними противоречиями в Евросоюзе, а именно с попытками Брюсселя убедить Словакию и Венгрию «снизить зависимость от российской нефти».
«С каждым новым пакетом эффект всё менее заметен»
По мнению Владимира Чернова, предложенные санкции во многом направлены на «закрытие лазеек». Другими словами, руководство ЕС пытается устранить способы обхода предыдущих ограничений, чтобы увеличить издержки для Москвы, считает аналитик.
Впрочем, даже в случае единогласного одобрения новые санкции Евросоюза не приведут к серьёзным последствиям для экономики России. Такую точку зрения в интервью RT выразил вице-президент Ассоциации экспортёров и импортёров Артур Леер.
«Очевидно, что с каждым новым пакетом эффект от подобных мер всё менее заметен. Практически все реальные механизмы воздействия уже исчерпаны, и новые шаги Брюсселя выглядят скорее как формальный инфоповод, нежели как инструмент реального давления. Ни в логистике, ни в трансграничных платежах ощутимых изменений уже не наблюдается», — отметил Леер.
Как рассказал RT эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, в последних санкционных пакетах ЕС действует почти по одному и тому же сценарию. Так, в качестве основы Евросоюз вносит в чёрный список десятки нефтяных танкеров вместе с их владельцами и операторами, за счёт чего получается «внушительный многостраничный документ». Впрочем, на практике эти рестрикции не работают, утверждает аналитик.
Спустя две недели после того, как США анонсировали вторичные санкции против российской нефти, её стоимость практически не изменилась и…
По его словам, уже давно многие международные компании и частные владельцы танкеров пришли к выводу, что Запад ввёл ограничения надолго, а потому ушли в тень и на постоянной основе занялись транспортировкой исключительно подсанкционной нефти, причём не только российской, но и иранской и венесуэльской. Это, как пояснил аналитик, гораздо прибыльнее, чем годами перевозить обычное сырьё, поскольку за обход западных рестрикций платят больше.
Сами танкеры зарегистрированы во всевозможных офшорах, преимущественно в Юго-Восточной Азии, их владельцы не имеют собственности в странах ЕС и G7 или счетов в европейских и американских, а за перевозки они рассчитываются в национальных валютах. Поэтому им не страшно попасть в чёрные списки, и корабли продолжают возить нефть, игнорируя потолок цен, пояснил Юшков.
«Владельцы этих судов прекрасно понимают, что подпадут под санкции, но они нормально зарабатывают на перевозке подсанкционной нефти, поэтому объёмы экспорта нашего сырья от этого не уменьшатся. Причём ЕС запрещает именно своим компаниям взаимодействовать с такими танкерами, но эти корабли и так не заходят в европейские порты, не ремонтируются там, поэтому новые рестрикции ничего не изменят», — добавил Игорь Юшков.
Более того, по мнению специалиста, запрет на сделки с «Газпромнефтью» тоже не имеет смысла, поскольку ранее компания уже попала в чёрный список США и любые контакты с ней на Западе прекратились. В свою очередь, объявленные санкции против «Роснефти» могут вызвать недовольство в самом Евросоюзе, а именно в Венгрии и Словакии, считает эксперт.
«Дело в том, что обе страны по-прежнему продолжают получать наше энергосырьё по южной ветке трубопровода «Дружба», закупая его в том числе у «Роснефти». Поэтому не факт, что Словакия и Венгрия вообще пропустят эти санкции», — предположил Юшков.
В то же время предлагаемый запрет на импорт российского сжиженного природного газа может ударить уже по всему Евросоюзу, уверен аналитик. По его словам, несмотря на все предыдущие попытки ЕС отказаться от энергосырья из РФ, Москва по-прежнему остаётся вторым по величине поставщиком СПГ в регион, и уход такого крупного игрока с рынка рискует обернуться серьёзным дефицитом топлива.
«Конечно, Брюссель рассчитывает на то, что к 2027 году в США получится ввести в эксплуатацию ряд заводов по сжижению газа и они позволят заменить российский СПГ, но всё равно это определённый риск для Европы. Ведь если наш сжиженный газ перестанет поступать в ЕС, а заменить его всё же не получится, это приведёт к дефициту и, как следствие, очередному скачку цен», — пояснил Юшков.
«Загнали себя в жёсткие рамки»
Отметим, что в рамках предыдущих 18 санкционных пакетов ЕС с февраля 2022-го ввёл против России почти 5,5 тыс. торговых, финансовых, энергетических и других ограничений, свидетельствуют данные платформы Castellum.AI. При этом, по оценкам российских властей, суммарное число действующих в отношении Москвы западных рестрикций уже перевалило за 30 тыс. Это больше, чем против всех остальных подсанкционных государств, вместе взятых.
Согласно материалам Евросовета, под ограничения, если сравнивать с показателями 2021 года, уже подпало 54% экспорта из Европы в Россию (примерно на €48 млрд в год) и 58% поставок из РФ в ЕС (на €91,2 млрд). В частности, Евросоюз ввёл эмбарго на импорт нефти и нефтепродуктов из РФ морем, а также запретил своим компаниям перевозить российское сырьё танкерами в другие регионы мира по цене выше $47,6 за баррель.
В среду, 10 сентября, мировые цены на золото стабилизируются после того, как накануне обновили исторический максимум. Удорожание…
Одновременно сократились поставки природного газа из России в ЕС. В 2022 году прокачка сырья по трубопроводу Ямал — Европа была остановлена из-за ограничений со стороны Польши, а транспортировка топлива по системе «Северный поток» стала невозможной после терактов на магистралях. Украина при этом с 1 января 2025-го прекратила газовый транзит из РФ в Евросоюз через свою территорию.
Наряду с этим ЕС запретил покупать у Москвы уголь, железо, сталь, золото, алмазы, цемент, древесину, бумагу, синтетический каучук, пластмассы, морепродукты, спиртные напитки, сигареты и косметику. В то же время Европа отказалась продавать России предметы роскоши, отдельные виды машин и оборудования, квантовые компьютеры, современные полупроводники, электронные компоненты, программное обеспечение и другие технологии.
Помимо этого, страны Евросоюза заблокировали часть золотовалютных резервов РФ (на €210 млрд), а многие российские банки были отключены от платёжных систем Visa и Mastercard, а также от международной платформы SWIFT. Одновременно ряд западных компаний под давлением европейских правительств объявили о своём уходе из РФ.
В условиях беспрецедентного санкционного давления некоторые аналитики изначально предрекали экономике России мощный обвал. Тем не менее страна продолжает уверенно развиваться и по темпам роста ВВП заметно обходит саму Европу, о чём ранее заявлял президент РФ Владимир Путин.
«Чем больше санкций, тем хуже для тех, кто эти санкции вводит… Что в странах Запада происходит? Они всё время нас хоронят, не переставая. У нас 4,3% рост экономики в прошлом году, в позапрошлом — 4,1%… А в еврозоне рост 0,9%. В ведущих экономиках, индустриальных центрах развития в Европе — в ФРГ и во Франции — вообще все балансируют на грани рецессии», — отметил Владимир Путин.
Слова российского лидера подтверждает и официальная европейская статистика. Так, по оценке Еврокомиссии, в прошлом году ВВП еврозоны действительно прибавил лишь 0,9%, а сразу в пяти европейских государствах был зафиксирован спад. Речь идёт о Финляндии (-0,1%), Германии (-0,2%), об Эстонии (-0,3%), о Латвии (-0,4%) и об Австрии (-1,2%).
Подобная динамика говорит лишь о том, что санкционная политика Запада оказалась непродуктивной и неперспективной. Такое заявление ранее в интервью RT сделал министр финансов России Антон Силуанов.
«Россия — это не та страна, которая прогнётся под санкциями. Первое: у нас большая территория и мы самодостаточная страна, которая может обеспечить себя полностью всем необходимым — энергоресурсами, продовольствием, мозгами. Всё, что необходимо, у нас есть… И вот это, наверное, не учли западные страны, когда вводили санкции, в чём их и ошибка», — подчеркнул глава Минфина.
Тем не менее, как полагают опрошенные RT эксперты, в обозримой перспективе ЕС всё равно продолжит вводить санкции против России. По мнению Артура Леера, текущую ситуацию можно сравнить с чемоданом без ручки, который «тяжело нести, но невозможно бросить».
«Европейские страны прекрасно понимают, что сами загнали себя в жёсткие рамки. Однако признать неэффективность санкционной политики публично не готовы», — отметил Леер.
Похожей точки зрения придерживается Игорь Юшков. Причём, по его словам, Европа продолжает вводить санкции в отношении России не с целью получить какой-то эффект, а потому что, «по сути, это уже ритуальный процесс».
«Европейские политики постоянно должны показывать своим избирателям, что они продолжают бороться с Россией, и считают, что таким образом они зарабатывают ещё больше политических очков. Если бы они поставили на паузу процесс принятия дальнейших санкций, то это могло быть воспринято как некое одобрение действий России. Так что санкции и дальше будут вводить по инерции вне зависимости от того, эффективны они или нет», — заключил Юшков.