С 1 января 2026 года минимальный размер оплаты труда в России увеличится более чем на 20% и составит почти 27,1 тыс. рублей, заявили в правительстве. Кроме того, кабмин обсудил проект федерального бюджета на следующую трёхлетку. Предполагается, что на протяжении всего прогнозного периода расходы государственной казны будут незначительно превышать объём доходов. Впрочем, ожидаемый дефицит будет оставаться гораздо ниже, чем в других крупных экономиках, поэтому эксперты считают его некритичным. Как отметили в правительстве, основной объём расходов пойдёт на выполнение социальных обязательств, укрепление обороноспособности и обеспечение технологического лидерства страны.
Правительство России по поручению Владимира Путина проиндексирует минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2026 года. Об этом в среду, 24 сентября, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.
«Подготовлены корректировки в действующее законодательство о повышении минимального размера оплаты труда… С 1 января следующего года (он. — RT) составит 27 093 рубля. Эта мера будет способствовать увеличению заработных плат для 4,5 млн человек», — заявил Мишустин на заседании кабмина.
По сравнению с нынешним уровнем (22 440 рублей) МРОТ планируется увеличить на 20,7%. Таким образом, темпы намеченной индексации могут более чем втрое превысить инфляцию за 2025 год. Её уровень, согласно прогнозу Минэкономразвития, должен составить 6,8%.
По итогам первой половины 2025 года безработица в России составила 2,2%. Значение стало минимальным за весь постсоветский период и…
Напомним, МРОТ устанавливает минимальную планку зарплаты, которую может получать сотрудник, работающий на полную ставку. Кроме того, параметр используют для расчёта пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также больничных и других обязательных выплат социального страхования.
По закону МРОТ не должен быть ниже 48% медианной зарплаты за позапрошлый год. Речь идёт о статистической величине, показывающей, что половина населения получает меньше указанного значения, а половина — больше. В 2024-м эта сумма составила 56 443 рубля в месяц, свидетельствуют данные Росстата.
Кроме того, в соответствии с Конституцией России МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения. Сегодня его величина в среднем по стране составляет 19 329 рублей. Власти применяют этот показатель для оценки нуждаемости граждан при предоставлении различных мер государственной поддержки. Речь идёт, например, о пособиях малоимущим семьям с детьми или выплатах пенсионерам, чей доход меньше регионального прожиточного минимума.
«Президент подчёркивал, что минимальный размер оплаты труда уже превышает прожиточный минимум. И такая индексация будет продолжена», — подчеркнул Михаил Мишустин.
Хотя, по оценкам властей, увеличение МРОТ в следующем году сразу приведёт к повышению заработных плат примерно 4,5 млн россиян, со временем индексация начнёт отражаться и на многих других трудоустроенных гражданах. Об этом RT рассказал научный руководитель Центра конъюнктурных исследований при Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
«Естественно, индексация приведёт к волновому эффекту на рынке труда. Дело в том, что на минимальном окладе работают преимущественно люди с низкой квалификацией — речь идёт как раз об этих 4,5 млн человек. И если они начинают получать больше, то работодателю приходится поднимать оплату и более производительным кадрам», — пояснил экономист.
В целом, по его мнению, анонсированная индексация полностью укладывается в обозначенные президентом планы довести МРОТ до 35 тыс. рублей к 2030 году. При этом, как полагает эксперт, повышение минимального размера оплаты труда будет способствовать росту платёжеспособности населения, что должно благоприятно отразиться на экономике России.
«Если увеличивается платёжеспособность граждан, в стране растёт потребительский спрос, а значит, предпринимателям необходимо делать больше товаров и услуг. В свою очередь, увеличение выпуска ведёт к росту валового внутреннего продукта. У нас конечное потребление занимает в ВВП примерно 50—52%. Так что чем больше внутренний спрос, тем сильнее растёт экономика», — добавил Георгий Остапкович.
Приоритеты нового бюджета
На прошедшем заседании правительство также обсудило проект федерального бюджета России на следующую трёхлетку. По словам Михаила Мишустина, главный финансовый документ страны направлен на достижение национальных целей развития и решение ключевых задач государства.
«Приоритетами станут три направления. В первую очередь это социальная поддержка граждан, прежде всего семей с детьми, о чём неоднократно говорил президент. Второе — это финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности государства и поддержка семей участников специальной военной операции. И третье — развитие инфраструктуры, а также обеспечение технологического лидерства», — подчеркнул премьер.
По его словам, в следующем году объём доходов государственной казны составит почти 40,3 трлн рублей. Причём доля поступлений, не связанных с экспортом нефти и газа, должна вырасти до 78%.
Минэкономразвития России представило обновлённый макропрогноз. Согласно оценке ведомства, в 2025-м объём ВВП страны увеличится на 1%,…
«То есть курс на модернизацию экономики и расширение веса отраслей с более высокой добавленной стоимостью сохранится. Такая динамика позволит увеличить финансирование всех обязательств, программ и проектов», — добавил Мишустин.
В дальнейшем сумма бюджетных доходов продолжит уверенно расти и в 2027-м составит 42,9 трлн, а в 2028-м — 45,9 трлн рублей. Одновременно прогнозируется и увеличение расходов казны. В 2026-м их объём ожидается вблизи 44,1 трлн рублей, в 2027-м — около 46 трлн, а в 2028-м — на уровне 49,4 трлн.
Таким образом, по оценкам руководства страны, на протяжении всего трёхлетнего периода бюджетные траты будут превышать сумму поступлений. В 2026 году дефицит может составить около 1,6% ВВП, в 2027-м — 1,2%, а в 2028-м — 1,3%.
Впрочем, премьер-министр назвал эти показатели приемлемыми. Так же считают и опрошенные RT специалисты.
«Дефицит у нас будет вблизи 1,5% ВВП, а это намного ниже, чем в ряде развитых стран. Ну и в целом такой уровень не считается критичным для экономики, тем более что у России достаточно низкий государственный долг — около 16% ВВП. Так что никакой проблемы в этом нет», — отметил в разговоре с RT заведующий лабораторией среднесрочного прогнозирования воспроизводственных процессов ИНП РАН Михаил Гусев.
Аналогичную точку зрения выразил и декан факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета Вадим Засько. По его мнению, прогнозируемый руководством страны бюджетный дефицит — «это ни о чём», и такие низкие значения позволят без лишних урезаний профинансировать все цели государства, прежде всего социальные.
«Важно отметить, что власти собираются выполнять все взятые на себя социальные обязательства, и расходы на эти цели будут повышаться с каждым годом. В рамках соцполитики у нас достаточно большое количество программ, особенно в сфере повышения демографии и поддержки семей с детьми. Это и материнский капитал, и меры по улучшению жилищных условий семей, и здравоохранение, и образование. По каждому из этих пунктов мы видим, что динамика денежных вливаний только увеличивается», — рассказал Вадим Засько.
По данным Минфина, размер так называемого детского бюджета на ближайшие три года превысит 10 трлн рублей. В частности, более 1,8 трлн пойдут на реализацию программы маткапитала, а ещё свыше 2 трлн — на предоставление семейной ипотеки и единовременных выплат многодетным россиянам на погашение жилищных кредитов.
Более того, со следующего года руководство страны собирается снизить налоговое бремя для многих родителей. Льготу смогут получать россияне с двумя и более детьми, если среднедушевой доход на члена семьи не будет превышать размер полутора прожиточных минимумов. Таким гражданам государство будет возвращать более половины уплаченного НДФЛ за предыдущий год. В результате реальная ставка подоходного налога для них снизится до 6%.
«Ещё один приоритет, на который нацелен новый бюджет, — это финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, включая поддержку семей военнослужащих. Россия продолжает вести специальную военную операцию, и на это, конечно же, нужны ресурсы. Ну и, безусловно, значимый пункт — это обеспечение технологического лидерства страны и развитие соответствующей инфраструктуры», — отметил Вадим Засько.
Все социальные обязательства в России, включая индексацию выплат, будут выполнены в полном объёме, несмотря на экономические трудности…
В ближайшие три года на реализацию мероприятий по достижению технологического лидерства руководство страны планирует выделить порядка 1,9 трлн рублей. В частности, продолжится финансирование нацпроектов «Станки» и «Беспилотные авиационные системы», а также будет докапитализирован Фонд развития промышленности.
«Если раньше мы покупали оборудование в Европе, Японии и других странах, то сейчас вынуждены и обязаны делать всё сами. Это значит, что нужно проводить научные исследования и разработки, для чего тоже требуются ресурсы. И мы видим, что на протяжении всей трёхлетки финансирование этих вещей не урезается, а только увеличивается. Однако в этой связи, конечно, возникла и необходимость минимального повышения налогообложения», — добавил Засько.
В частности, Минфин предлагает повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 20 до 22%. При этом, как уточнили в ведомстве, льготная ставка 10% сохранится для всех социально значимых товаров — продуктов питания, лекарств, медикаментов и товаров для детей. Одновременно власти планируют ввести 5%-ный налог на игорный бизнес от принятых ставок для букмекерских контор, а также налог на прибыль организаций в размере 25% для таких компаний.
По мнению Вадима Засько, повышение того же НДС на два процентных пункта не приведёт к разгону инфляции «ни при каких обстоятельствах». В свою очередь, Михаил Гусев считает, что подобная мера даст правительству дополнительные возможности для финансирования социальных программ, а также мер по обеспечению национальной безопасности, модернизации военно-промышленного комплекса и выполнения ряда нацпроектов.