Без смартфона ты не человек?

Мало кто будет спорить с тем, что цифровая, информационная эпоха, в которой мы живем, – огромное достижение и благо.

Можно просто нажать пальцем на экран смартфона и говорить хоть с Новой Зеландией, хоть с Владивостоком, причем даже видя собеседника! А можно не выходя из дома оформить паспорт или взять кредит в банке. Но за рамками всех этих и многих других цифровых радостей остаются миллионы и миллионы россиян. Потому что у них нет смартфонов…

По данным экспертов рынка, жители России продолжают использовать 29 миллионов кнопочных телефонов, примерно 13% взрослых людей пользуются только ими. Поэтому всеобщий переход к обслуживанию населения через онлайн-сервисы не просто лишает этих людей удобства – под угрозой оказывается доступ к важнейшим услугам, от которых зависит качество жизни, а порой и здоровье человека.

Хотя по федеральному законодательству им должна быть предоставлена альтернатива. И здесь непаханое поле для надзорных органов, так как некоторые ведомства об альтернативе как раз и забывают. Похоже, им не до «лузеров» и «парий» цифрового общества. Они не слышат аргументов, что данными нам Конституцией правами никто не обязан иметь смартфон. Ах, у вас нет смартфона? Ну, значит, нет и услуг цифрового рая.

В России живет более 25 миллионов человек старше 65 лет. И множество из них, особенно люди преклонного возраста, смотрят на гаджеты в лучшем случае с недоверчивым прищуром, в худшем – с опаской. Когда началась эпоха сложных электронных устройств, этим россиянам было едва за 50. Но даже возраст «второй молодости» не слишком располагает увлеченно знакомиться с технологическими новинками – не те уже у людей увлечения, не те когнитивные способности. И это не их вина. Скорее, беда. Ведь и в эпоху взрывной автомобилизации Запада лет сто назад далеко не каждый готов был сесть за руль и управляться с ним как настоящий профи.

Добавьте к этому тот факт, что в российской глубинке интернет до сих пор можно поймать только «на осинке, на пригорке», и картина цифрового неравенства предстанет во всей своей красе. Обычного телефона для решения той или иной проблемы уже не хватает – нужен смартфон.

Можно, конечно, попробовать принудить людей переходить с «кнопки» на смартфоны, последовательно ограничивая их в доступе к нужным сервисам. Но и это не решение проблемы! Всякий ли пенсионер может позволить себе выложить всю месячную пенсию за новый смартфон? А оплата «коммуналки»? А лекарства? То-то и оно.

В общем, как в былые века, люди разделены на «аристократию» и «плебс», только теперь по цифровому признаку. И тенденция такого размежевания не ослабевает: только в прошлом году в стране было продано еще четыре с лишним миллиона новеньких «кнопок». При этом открытие новых центров госуслуг, где вам предоставят персональный компьютер, и столичных центров долголетия, где пожилым могут преподать азы компьютерной грамотности, не спасает положения.

Вот что об этом пишет в Сети москвичка Ирина Капитонова: «Не знаю как в других городах, но в Москве получить любую услугу, оформить пенсию, оформить субсидию, зарегистрироваться на бирже труда и тому подобное можно только через порталы mos.ru или «Госуслуги». Причем только самостоятельно! Нет, комп в МФЦ вам предоставят, но дальше – сам. В некоторых МФЦ есть помощники, а в некоторых нет. Я сама проходила практику в МФЦ таким помощником, но… помогать старикам нам запрещали! Нельзя стоять рядом, пока человек пытается ввести или изменить пароль. Нельзя прикасаться к компьютеру, если за ним другой пользователь. А ведь большинство дедушек и бабушек даже не знает, как мышь в руку взять! Старики плакали и уходили. Не получается у них ничего. Я плакала вместе с ними, а когда могла – тайно помогала. Меня ругали и грозили увольнением. Так и живем».

Кстати, соцопросы показывают, что с переходом на онлайн-обслуживание качество работы с клиентами снизилось. Так считает больше половины жителей крупных городов. А вы говорите – «цифровой рай»…

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.